Аниме-сериал “Black heaven”

вкл. .

Несмотря на пугающее название и жутковатый opening, сериал «Черные небеса» представляет собой на удивление симпатичный рассказ о кризисе среднего возраста и путях его преодоления.

В одном японском городе живет мелкий офисный служащий по имени Танака. Каждое утро он отправляется на свою не любимую, но привычную работу, каждый вечер возвращается домой к жене и сыну, тоже, откровенно говоря, не особо любимым, но, опять же, привычным. Жизнь его течет размеренно, спокойно и предсказуемо. И все вокруг давно забыли, даже и он сам уже почти не вспоминает, о том, что когда-то этот скучный мелкий клерк вовсю наяривал хард-рок на бас-гитаре, и не где-нибудь в подвале дома культуры (интересно, есть ли у них в Японии такие заведения?), а в суперпопулярной группе“Black heaven”. Но группа давно распалась, ее бывшие участники убрали подальше кожаные прикиды, коротко постриглись и превратились в обычных тихих папиков.

От былой славы у Танаки остались только коллекция раритетных винилов с автографами любимых исполнителей, да любимая бас-гитара. Но и эти осколки давно прошедшей молодости исчезают на глазах: жена выкидывает гитару в мусорный контейнер, потому что та занимает слишком много места, а сынишка, большой любитель фантастических сериалов, играет с папиными пластинками, как будто это летающие тарелки, что, естественно, не лучшим образом отражается на их состоянии. На работе дела у Танаки тоже не слишком-то клеятся: он настолько уязвлен непониманием со стороны семьи, что никак не может сосредоточиться на своих непосредственных обязанностях, и это вызывает закономерные трения с начальством и коллегами по работе. Танака настолько погружен в собственные переживания, что даже не замечает, как у них в отделе появляется молодая и крайне эффектная сотрудница, которая к нему явно неравнодушна...

Но Танаке уже нет дела ни до кого; он настолько издергался и отчаялся, что прибегает к последнему решительному способу решения накопившихся проблем, а именно отправляется в ближайшее питейное заведение и топит свою печаль в чашке саке. И вот как раз в разгар этого процесса к нему тихо подсаживается та самая молодая эффектная сотрудница и рассказывает, мягко говоря, странноватую историю: в космосе идет битва между двумя цивилизациями, в которой решается судьба Земли, и она, эта девушка, представляет ту сторону, которая защищает нашу планету. Их ученые мужи изобрели непобедимое супероружие, которое превращает звуковые волны в некую всесокрушающую энергию, и Танака, как раз тот самый человек, который может извлечь на своей бас-гитаре нужные звуковые волны, чтобы запустить то самое супероружие... Танака выслушивает весь этот бред, не моргнув и глазом, – он уже пребывает в таком состоянии, что может свободно поверить чему угодно. Поэтому он покорно идет за своей коллегой в магазин, откуда, как внезапно оказалось, можно запросто попасть на флагман космического флота, охраняющего Землю. А там вмиг протрезвевшего Танаку уже ждет любимая бас-гитара, которую инопланетяне доблестно спасли из мусорного контейнера и теперь вручают владельцу, и впереди у него прямая трансляция в открытый космос – последняя надежда землян и их защитников.

Ну а что дальше? Да все как всегда. Нашего героя, резко окрутевшего за несколько серий, ждут победы и поражения, ссоры и примирения с женой, не слишком-то довольной его возвращением к музыке, в общем, много чего его ждет – не буду раскрывать всех секретов, но обещаю – скучно не будет ни ему, ни зрителям.

Самое приятное в этом аниме – наблюдать за тем, как Танака превращается из замученного жизнью “маленького человека” в бойца. У него пропадает хандра, плечи распрямляются, в голосе прорезаются суровые командирские нотки, взгляд приобретает силу и уверенность. Короче говоря, сразу понятно, что теперь перед нами человек, у которого есть Цель. Причем его Цель не какая-нибудь там «карьера и деньги», а настоящая, мужская Цель – “служить и защищать”.

И, конечно же, теперь Танаке везде и во всем сопутствует успех. Раньше он на работе думал о своих домашних проблемах, дома – о рабочих, и ему никогда не хватало времени на то, чтобы наладить ситуацию ни здесь, ни там. А теперь он успевает все: и в космосе повоевать, и на работе поруководить, и с женой за покупками сходить, и с сыном поиграть. И отношения с женой и сыном, естественно, улучшаются прямо-таки семимильными шагами. Хотя жена не понимает причин изменений и питает по поводу мужа самые черные подозрения (особенно когда видит Танаку под ручку с красивой и молодой космической пришелицей), но все равно – энергичный и уверенный в себе Танака ей нравится гораздо больше прежнего унылого и постоянно растерянного. При этом никто из окружающих Танаку землян не знает о том, что он – герой, но все равно невидимая брань накладывает на него героический отпечаток. Но что опять же отрадно отметить, Танака отнюдь не гордится и не считает себя Избранным, Единственным и Самым-самым. Он просто выполняет свой долг, как может, и не ждет для себя ни награды, ни похвалы, и это вызывает к нему еще большее уважение.

При этом Танака сражается с врагом, про которого, как и положено в героическом сюжете, известно только то, что он хитер, коварен, жесток и очень силен, так что для победы над ним необходимо напрячь все силы. О том, как враги выглядят, откуда они пришли и зачем они пытаются захватить Землю не говорится ровным счетом ничего. Да и Танаке, действующему в рамках героической модели поведения, это совершенно до лампочки – ему определили цель, объясняли как действовать, и он с радостью окунается в стихию боя. А то, что зрителям может быть интересна не только эволюция отношений Танаки с женой, но и суть конфликта между двумя космическими цивилизациями, никому, похоже, не пришло в голову. Так что приходится довольствоваться стандартным: “эти – хорошие ребята, а те – злодеи”. А почему они злодеи? А потому что они – злые. Вот и весь сказ.

Но, впрочем, все это не столь важно про сравнению с тем, как на наших глазах развертывается возвращение героя к своему истинному призванию. Можно сказать, что Танака проходит то испытание, от которого он отказался, когда ушел из хард-рок группы, когда попытался стать “как все”. А теперь он снова берет на себя ту ответственность, которую не выдержал, когда был молодым, и побеждает. Если кратко сформулировать основную мысль сериала, то получится примерно следующее: в душе каждого мужчины живет герой, и если этого героя пробудить, то он может натворить таких дел, что ого-го! А вторая, дополнительная, мысль гласит: в душе каждой женщины живет жена героя, и счастлива она бывает только в том случае, если ее муж начнет творить такие дела, что ого-го!

В принципе, такой сюжет тяжело назвать оригинальным, но раньше в качестве цели, наполнявшей душу смыслом, предлагались профессии военного, врача, полицейского или, допустим, пожарного, но никак не треньканье на гитаре. С другой стороны, можно вспомнить Дин Фостера и его «Чародея с гитарой» (игравшего, кстати, рок, а порой и хард-рок) или классическое аниме «Макросс», в котором сверхоружием землян в борьбе с пришельцами служило пение (хотя и довольно попсовое). А, впрочем, наиболее близкий аналог “Black heaven” – это, пожалуй, недавний фильм “Школа рока”, где тяжелый рок представлен как лучшее средство воспитания подрастающего поколения.

Как мне кажется, это связано с тем, что для поколения, выросшего в шестидесятые-семидесятые, тяжелый рок окутан ничуть не меньшей романтикой, чем война, детективное расследование, полет в космос или морское путешествие. Для них хард-рок – это светлые воспоминания юности, и с ним же связаны воспоминания о первой попытке самоутвердиться, доказать свое право принимать решение, пусть даже и в такой, на первый взгляд, мелочи, как выбор музыки. Давно уже забылось все то неприятное, что ассоциируется с тяжелым роком, давно уже забыто про наркотики, сексуальную вседозволенность и прочие бунтарские мотивы тяжелого рока. Все это поглощено романтическом отблеском тех времен, когда вокруг были друзья-единомышленники, были совместные походы на концерты, совместные застолья, короче говоря, “бурлящая молодость”.

Для чинных отцов семейства, которые ходят на Скорпионов каждый раз, когда те приезжают в Москву, тяжелый рок был первым подвигом, первым самостоятельным шагом в жизни. И потому они теперь сами обращаются к тем давним воспоминаниям и пытаются привить те ценности своим детям. Пока что такие ностальгические поучения выглядят очень светло и симпатично. Хотя страшно представить, во что это превратится, если станет использоваться для реальной пропаганды со всем соответствующим пафосом. «Тяжелый рок – это школа жизни», «В рок-группе вас научат Родину любить», «Если вы такие умные, то что же вы тяжелый рок не играете?», ну и так далее… И, кстати, первый камешек в эту стену уже положен. Ведь девиз сериала “Black heaven” гласит “Hard rock saves Universe” («Тяжелый рок спасает Вселенную»).

Опубликовано в npj.ru 20.10.2005 г.