Аниме "Самурай Чамплу"

вкл. .

Сколько я ни слышал и ни читал об аниме-сериале “Самурай Чамплу” (или как на каком-то сайте перевели это название – «Самурайский винегрет»), везде в обязательном порядке упоминались его крышесносность и безбашенность, во что, в принципе, вполне верилось, учитывая, что режиссировал этот сериал Синтъиро Ватанабэ, автор одного из самых известных аниме сериалов “Ковбой Бибоп”.

Правда, такое упирание посмотревших сериал именно на безудержную авторскую фантазию и дикие замесы из всего чего только можно, несколько настораживало, потому как за фантазиями и замесами автор может невзначай многое упустить, например, сюжет или прорисовывание характера персонажей. Но оказалось, что опасался я все-таки зря, хотя нарезано в этот «винегрет» действительно очень много всего. Режиссер небрежно смешал самурайский боевик с квестом, намутил туда же всевозможных отсылок к современной (и не только молодежной) культуре, а также японской истории и проблемам взаимоотношений Японии с европейской культурой и религией.

Сейчас такое смешение жанров, стилей и эпох принято называть «постмодернизмом», хотя на самом деле подобный подход для европейской культуры отнюдь не нов. Для художников до эпохи Возрождения вполне обычным делом было рисовать обстановку на картинах в современном (для художников, конечно) стиле. В музее им. Пушкина, например, есть совершенно замечательная картина, на которой изображены Иоанн Креститель и Георгий Победоносец, поклоняющиеся младенцу Христу, причем Иоанн на этой картине – вполне взрослый человек, а Георгий Победносец обряжен в полный средневековый доспех. А уж нарисовать Соломонов Храм в готическом стиле или святое семейство на фоне голландских мельниц для художников той поры было вполне обычном делом. Так что Ватанабэ в этом сериале скорее возрождает старую традицию новыми визуальными средствами, чем занимается постмодернистскими играми, но об этом подробнее я скажу немного позже, пока же стоит разобраться с сюжетом.

По своей композиции «Самурай Чамплу» можно отнести к роад-муви. Трое главных персонажей путешествуют по Японии в поисках «самурая, который пахнет подсолнухами», по дороге они, как водится, постоянно влипают в разные приключения, знакомятся с разными людьми и все теснее сплачиваются в одну команду. В этом сериале, так же как и в «Ковбое Бибопе», проявилось замечательное умение Ватанабэ работать с короткими сюжетами и сплетать разножанровые новеллы, объединенных главными героями, в сложный и красивый венок. Собственно, и герои «Самураи Чамплу» во многом напоминают героев «Ковбоя Бибопа». Они точно так же не склонны подчиняться законам и правилам, точно так же рассчитывают исключительно на собственные силы и отличаются резкостью и независимостью в поступках и суждениях и точно так же скрывают что-то в своем темном прошлом.

Но есть между сериалами и разница: главный женский персонаж «Самурая» – добродушная, беззащитная и несколько наивная Фуу не очень-то похожа на безбашенную и циничную Фей из «Ковбоя». Если Фей в своих поступках и в своих мотивациях была схожа с другими членами команды, а потому не могла выступать посредником между ними, то кроткая и беззащитная Фуу в «Самурае Чамплу» скрепляет команду путешественников, без нее бывший пират Мугэн, отмороженный бандит и убийца, и бывший самурай Дзин, бесстрастный и одинокий, никогда не смогли бы сотрудничать. Поэтому в «Самурае» все трое, несмотря на разногласия, становятся друзьями и одной компанией, в то время как в «Ковбое Бебопе» герои так до конца и остаются блуждающими звездами, которых судьба случайно свела на одном корабле.

В целом «Самурай Чамплу» более оптимистичен и более радостен, в нем нет давящей безнадежности и отчаяния, как в «Ковбое Бибопе», возможно, это происходит потому, что «Ковбой» строился на использовании джазовых и блюзовых мелодий (этот сериал часто называют визуализацией джаза), а «Самурай Чамплу» проникнут легким, насмешливым духом фанка и хип-хопа.

Да, и, как обещал, скажу о том, почему я не считаю «Самурай Чамплу» постмодернистским сериалом. Во-первых, для постмодернизма важен не сюжет, не прорисовка характеров и особенностей взаимоотношений между персонажами, а исключительно игра со стилями и цитатами. Если продолжать кулинарные аналогии Ватанабэ, то постмодернизм – это когда блюдо практически целиком состоит из приправ (поэтому, кстати, постмодернизм у многих вызывает изжогу). А вот в «Самурае Чамплу» смешение жанров и эпох (то есть использование приправы) не является самоцелью, это лишь способ создать фон для коротких отточенных рассказов с четко прописанным сюжетом и проработанными характерами.

Во-вторых, для постмодернизма характерно насмешливое и игровое отношение к сюжету и персонажам, а также снижение эмоционального напряжения путем насмешки, сведения к абсурду или сведения к банальности. А в «Самурае Чамплу» режиссер относится и к сюжету, и к персонажам вполне серьезно. Когда речь доходит до человеческих отношений, режиссер оставляет свои ерничанья и начинает говорить о том, что по-настоящему важно. Мне порой даже кажется, что Ватанабэ снимал «Самурая Чамплу» (так же как перед этим «Ковбоя Бибопа») и устраивал все эти дикие замесы с музыкой, приключениями, драками и погонями, чтобы иметь возможность сказать простую и привычную истину вроде «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» или «Человек ничего не может один» и не показаться при этом пафосным или банальным.

PS Чуть не забыл. Почему-то за все 26 серий так ни разу и не была раскрыта тема цветущей сакуры. Зато теме грибов была посвящена целая серия… точно так же как и в «Ковбое Бибопе». Вот он – характерный почерк мастера.

Опубликовано на npj.ru 05.12.2006 г.