Аниме-сериал "Ковбой Бибоп"

вкл. .

Аниме-сериал “Ковбой Бибоп” в моем личном хит-параде аниме-сериалов прочно удерживает второе место (после “Евангелиона”, разумеется). Не сказать, чтобы я был в восторге от всех без исключений серий, но это и не столь важно: сериал производит впечатление не столько отдельными сериями, сколько общим смыслом, складывающимся как мозаика из отдельных эпизодов, диалогов и саундтрека.

Действие «Бибопа» разворачивается в не слишком отдаленном, но довольно-таки мрачном будущем. В результате неудачного эксперимента Луна распалась на обломки, которые начали один за другим падать на поверхность Земли, вынудив жителей планеты либо скрыться в подземельях, либо улететь. Эмигрировавшее человечество заселило всю Солнечную систему и установило между колонизованными планетами и их спутниками тесное транспортное сообщение, что, впрочем, не принесло людям особого счастья. Фактически, человечество уходит в космос не для того, как об этом мечтали тысячи фантастов XX века, «открыть для себя новые горизонты и пути к новым достижениям», а потому, что оно разрушило свой старый, уютный и привычный дом, и теперь вынуждено осваиваться в чужих землях.

Этот “прорыв в неведомое” породил не энтузиазм первопроходцев, а глубокую, непреходящую тоску по утраченной Земле. Бывшие земляне чувствуют себя настоящими беженцами, а  освоенные планеты и спутники воспринимают как временные лагеря со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вся Солнечная система пребывает в затяжной депрессии, от которой не спасают новейшие достижения техники, наоборот, эти самые достижения мгновенно принимаются на вооружение преступностью, принявшей в подобных условиях просто невероятные масштабы. Кроме того, правительственные органы, в том числе и силовые, насквозь разъедены коррупцией и не способны управлять обществом, так что реальная власть все больше перетекает к крупным корпорациям и преступным синдикатам.

В таких условиях у властей не остается другого выхода, кроме как возродить институт “охотников за головами”, ловящих преступников за немалое вознаграждение и проявляющих в этом деле гораздо больше эффективности, чем разложившаяся полиция. Именно о такой команде охотников за головами, называемых “ковбоями”, и повествует сериал. Команда, летающая по Солнечной системе на корабле с джазовым названием “Бибоп”, первоначально состоит из двух охотников – бывшего полицейского Джета и бывшего мафиози Спайка. По мере развития действия к ним присоединяются бывшая (или не совсем бывшая) карточная мошенница Фей, пес с искусственно повышенным уровнем интеллекта по кличке Эйн (сокращение от Эйнштейн) и Эд, чадо с высоким интеллектом, отменными хакерскими способностями и невнятной половой принадлежностью.

Повествование в основном концентрируется на Джете, Спайке и Фей, самых интересных и сложных персонажах. Как и водится в приключенческих сериалах, у каждого из них за плечами бурное и загадочное прошлое, каждый пережил когда-то серьезное потрясение, сказавшееся не лучшим образом на его/ее характере, и каждый пытается замаскировать свою раненую душу показным цинизмом и грубостью, естественно, без особого успеха.

Большинство серий обладают отдельным законченным сюжетом, но несколько складываются в одну общую сквозную историю, в которой главным героем выступает Спайк . Следует отдать должное профессионализму работавшей над сериалом команды – истории рассказываются четко, кратко, без натяжек и “белых ниток”, а второстепенные персонажи сделаны не менее интересно, чем основные. Среди серий есть место и для комедии, и для трагифарса, и для драмы, точно так же как и для киберпанка, детектива, триллера, полицейского боевика и романтической love-story.

Но самое привлекательное в «Бибопе», пожалуй, не сюжетные перипетии, а глубокое и тонкое раскрытие характеров главных персонажей. Причем характеры рисуются скорее в импрессионистической манере: мазок там, мазок здесь, тень, полутень – и вдруг из грубо намешанных красок проступает на удивление четкий и точный образ. А потом отдельные портреты складываются в цельную композицию, составленную из разных людей, которые, тем не менее, отлично уравновешивают и дополняют друг друга.

Отдельного упоминания заслуживает саундтрек, подобранный по большей части из джазовых композиций различных стилей и направлений, причем каждой серии соответствует свой музыкальный стиль, и это неудивительно, ведь, по сути дела, весь сериал задумывался как своего рода визуализация настроения, создаваемого джазовой музыкой. Надо признать, аниматоры с блеском выполнили поставленную задачу. От всего мира “Бибопа” - грустного, уставшего, утратившего корни мира - исходит надрывная тоскливая мелодия, временами прерывающаяся короткими аккордами надежды.

Эта настойчиво проводимая параллель между трагедией людей, потерявших Родину, и джазом более чем понятна. Ведь и сам джаз вырос из тех долгих заунывных песен, которые пели люди, силой вырванные со своей родной земли, навсегда лишившиеся своего дома, оказавшиеся на враждебной к ним чужой земле, навсегда, до самой смерти. Точно так же и вся обстановка сериала “Ковбой Бибоп” выражает собой отчаяние, тяжелое, мутное отчаяние людей, ушедших навсегда со своей родной Земли, беглецов, “пришельцев в земле чужой”. И ничего не может заглушить этой тоски. Даже если у людей есть дома, еда, работа, развлечения, спокойная налаженная жизнь, они все равно томятся по своей подлинной родине.

И команда из главных героев “Бибопа” тоже участвует в этом глобальном ностальгическом сейшене, выступая как полноценный джаз-бенд, в котором каждый ведет свою оригинальную партию так, что партии сливаются в одну мелодию: пронзительную, завораживающую, то щемяще-тоскливую, то безрассудно-веселую, то абсурдно-кичливую, то смиренно-гармоничную... короче говоря, джазовую. Эту мелодию невозможно описать словами, ее можно только слушать. Или смотреть. В аниме сериале “Ковбой Бибоп”.