Фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса»

вкл. .

У фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса» налицо две крупных проблемы. Первая: режиссер попытался перенести на экран как можно больше текста, но экранное время не резиновое. Вот и получилось, что некоторые сюжетные линии начаты, но не закончены, некоторые намечены лишь пунктирно и толком не проработаны.

Это производит впечатление некоторой отрывочности и неумения режиссера справится с материалом. Тем не менее, две линии: противостояние Амбридж/Фалч и Гарри Поттер/Дамблдор, а также внутренняя борьба Гарри с Воландемортом раскрыты в полной мере, спасибо уж хотя бы за это. Но зато начисто загублена важная для пятой книги тема уроков по Окклюменции у Снейпа со всеми её последствиями, а также тема домового эльфа семьи Блэков. Честно говоря, лучше было бы и то, и другое вообще из фильма убрать, чем оставлять в таком жалком виде. И, конечно, к этому примыкает тот же недостаток, что и в предыдущем фильме – героев второго плана очень-очень много, а появляются они на экране минут на пять максимум. Не представляю, как люди, не читавшие книгу, могут разобраться в этом мельтешении лиц.

Вторая проблема фильма – неумение режиссера справляться с пафосом. Я так и представляю, как режиссер читает сценарий и говорит с тягостным вздохом: «Ну вот опять, борьба добра со злом, вместе мы сила, дружба и любовь побеждают ненависть, не давай темной стороне поглотить себя... банально!». А ведь пятая книга эпопеи о Гарри Поттере строится на глобальном противостоянии добра и зла, точь-в-точь как у Толкиена. Злые – сильны, многочисленны, дисциплинированы, и, что немаловажно, обладают единым центром принятия решений (aka Темный Властелин). Добрые же слабы, растеряны, во всем сомневаются и внутренне разобщены. А главный герой, на которого с надеждой смотрят добрые, с ужасом чувствует, что самое страшное зло – это то, которое таится в нём самом, и от этого все больше и больше слабеет. В таких условиях добрым ничего не остается, кроме как подбадривать себя банальными, избитыми фразами, но на фоне безнадежной и, казалось бы, заранее проигранной борьбы эти фразы звучат совсем-совсем по-другому.

Режиссер этого не чувствует совершенно, и поэтому сцены насмешки над мелким школьным тираном-бюрократом Амбридж ему удаются, а в сценах противостояния добра и зла (хотя в данном случае, наверное, правильнее сказать «любви и нелюбви») он проваливается (у меня даже сложилось впечатление, что режиссеру в леваческих традициях просто нравится глумиться над властью вообще, без разницы права она или нет). Вот это обстоятельство мне больше всего не понравилось, потому что мелкие бюрократы-тиранчики мне малоинтересны, а вот человек, продолжающий сражаться в условиях, когда зло нарастает одновременно и снаружи, и изнутри, - эта тема для меня как для старого поклонника Толкина очень привлекательна. Но, увы.

Ну и напоследок, надо ж хоть немного фильм похвалить. Так вот, очень хороши в фильме Рон и Гермиона. Действительно, как ни странно, они оказались идеальной парой и в пятом фильме это видно весьма отчетливо. И благодаря фильму лучше стало понятно, как на них действует взаимное общение. Гермиона начала вести себя заметно проще в обращении, утратила свою прежнюю надменность, Рон же начал хоть немного думать головой и в ответ на подколки уже не надувается обиженно, а вполне нормально реагирует.