Фильм "Изображая жертву"

вкл. .

В первую очередь, хочется отметить, что фильм снят профессионально,  по крайней мере, не вызывает мучительного стыда за отечественных актеров и режиссеров, что в русском кино уже само по себе достижение. Можно считать, что планку, поставленную самому себе во вступительном монологе главного героя, режиссер взял, и это радует.

О сюжете рассказывать я, пожалуй, не буду, перейду сразу к замыслу фильма, потому что замысел меня зацепил и оставил в некотором недоумении. А недоумение у меня возникло вот из-за чего: главный герой фильма выводится как типичный представитель поколения, что как-то сразу настораживает. Вообще, разговор о поколениях всегда носит немного сомнительный характер, среди людей одного и того же возраста встречаются совершенно различные люди, и, как мне кажется, сводить всех к некоему одному шаблонному «герою нашего времени», это все же несколько чересчур.

Но при этом я согласен, что в нашем поколении действительно на удивление много «марсиан», людей, которые даже не играют в жизнь (игра - вещь серьезная, предполагающая следование определенным правилам и последствия в зависимости от результатов), а вяло изображают игру в жизнь. Может, таких людей больше, чем было среди предыдущих поколений, не знаю. Я с подобными «марсианами» не раз сталкивался, да что тут скрывать, я и сам такой, но не стоит по отдельным представителям судить обо всех. Это во-первых. А во-вторых – мы же не с Марса на самом деле прилетели. Нас воспитали вот такие вот Капитаны и Пожилые Японки с Прошлым, как в фильме. На бурный и нецензурный монолог Капитана о чуждом поколении можно было бы ответить не менее бурным монологом, сводящимся к вопросу: «А судьи кто?». Это ведь именно они, старшее поколение, первыми начали играть по двойным правилам, когда «одни слова для кухонь, другие – для улиц». Это старшее поколение привило нам полное безразличие ко всему, что выходит за пределы нашего непосредственного окружения. В конце концов, это именно старшее поколение уничтожило свою родную страну у нас на глазах! А теперь они спрашивают: «откуда же вы такие странные уродились?». Мне этот вопрос задавали часто, и я с большим трудом сдерживался от того, чтобы конкретно и четко ответить откуда. Это потому, что я – стеснительный. И ссориться не люблю.

А вот у главного героя фильма хватает наглости, чтобы ответить должным образом. Он не бунтует, нет, и не он мстит за отравленного отца, он просто хочет, чтобы от него отстали. А чтобы его позиция выглядела хоть сколь-нибудь оправданной, он изображает из себя жертву. На самом-то деле, ему совершенно по фигу кто кого убил и за что. И совершенно по фигу, что делать, лишь бы изобразить эту самую деятельность. Да, он в чем-то Гамлет, в чем-то Печорин. Умен, ироничен, талантлив – и при этом совершенно безразличен и к своей жизни, и к чужой, желает только одного – чтобы от него все отвязались (и, естественно, страшно боится того, что все от него отвяжутся, потому что тогда жизнь окончательно потеряет остатки смысла, а так можно хотя бы поизображать сопротивление), относится к жизни исключительно со скукой, отлично все понимает, но ничего не делает.

Портрет поколения вышел не слишком симпатичным и, повторюсь, достаточно ограниченным, да и, на мой взгляд, это не столько портрет поколения, сколько портрет определенного психологического типа, который часто встречается в те времена, когда «век вывихнул сустав», но стоит признать – нарисован портрет вполне профессионально. Понятно, что режиссер хотел сказать и показать, понятно, что у него есть какая-то мысль, а не просто желание сделать все так же как в Голливуде, но только в Москве. Пусть я и не согласен с позицией режиссера, но фильм – да, вполне достойный. Как говорится: «тема раскрыта, респект». Другой вопрос – а что теперь с этим пониманием делать? Истребить таких, как главный герой? Перевоспитать? Подождать, пока они друг дружку истребят, а потом нарожать новых?
Ругаться с такими людьми бессмысленно, опять же, по себе знаю. Тот матерный монолог Капитана, к которому так придираются киноманы, ничего не меняет, он только показывает, что Капитан, осуждая молодое поколение, сам недалеко от него ушел. Прекрасно же понимает, что криком ничего не решишь, а только озлобишь. Как знать, может, герой решился на преступление как раз под влиянием слов Капитана, чтобы показать свою способность совершить какой-никакой, а все же поступок. Или же почувствовал наконец это отчаяние от невозможности что-либо изменить, затронуло его, ну и как результат – два трупа. Страшная на самом деле альтернатива – если ничего не трогать и молчать, оно так и будет гнить и потихоньку распадаться, а если раскрыть глаза и призвать к действию, то получишь новые смерти и более ничего.